115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Утрата и удержание груза. Законные права перевозчика

27.11.2015
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

kuzmenko130

Кузьменко Светлана Ивановна
Ведущий юрист Департамента бухгалтерского учета
Статья Светланы Кузьменко в журнале «Юрист компании»

«Юрист компании»

Основной вопрос: компания оказывает услуги в сфере грузоперевозок. Как с максимальной пользой перевозчику использовать лазейки действующего законодательства. На что обратить особое внимание при страховании груза? При каких обстоятельствах возможно груз удержать?    

Решение: заключение договора экспедирования в ряде случаев позволит ограничить материальную ответственность исполнителя. Утрата застрахованного груза не всегда влечет получение выплаты. Перед фактическим удержанием груза следует проанализировать имеющийся  договор.

За утрату груза, произошедшую в ходе выполнения российской перевозки,  экспедитор несет ответственность аналогичную  ответственности перевозчика. А именно он обязан возместить ущерб в размере стоимости утраченного груза (ст.7 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», далее – закон № 87-ФЗ).  

Действующее российское законодательство позволяет исполнителю перевозки использовать различные договорные конструкции, такие как договор перевозки, экспедирования, агентский договор либо заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров. Договоры перевозки и транспортной экспедиции — наиболее распространенные формы договоров. С помощью их клиенты оформляют сделки с транспортными предприятиями. Такие договоры могут быть схожими в части оказываемых услуг, но в тоже время имеют ряд отличий, позволяющий исполнителю перевозки с выгодой для себя использовать преимущества каждого из них. Так, транспортная компания, безусловно, заинтересована в ограничении своей ответственности при возможной утрате груза.

Нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие взаимоотношения сторон договора перевозки содержат положения, устанавливающие обязанность перевозчика в случае утраты груза возместить ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего груза. Вне зависимости от того где выполнялась перевозка — в международном или внутрироссийском сообщении. Тогда как ответственность экспедитора напрямую зависит от территориального признака перевозки.

Перевозчик отвечает за не сохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ). Аналогичная норма встречается в российских транспортных уставах и кодексах (п. 1 ст. 118 Воздушного кодексаст. 95 Устава железнодорожного транспортаст. 117 Кодекса внутреннего водного транспортаст. 34 Устава автомобильного транспорта). Исключение составляет Кодекс торгового мореплавания, положения которого предоставляют возможность освобождения перевозчика от ответственности, если он докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие обстоятельств, возникших не по вине перевозчика (подп. 12 п. 1 ст. 166).

При выполнении же международной перевозки размер его ответственности будет ограничен двумя расчетными единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза. Если более высокая сумма не возместило лицо, за которое отвечает экспедитор, то есть непосредственным перевозчиком (п. 2 ст. 7 Закона № 87-ФЗ).

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

На практике это означает, что перевозчику до момента удовлетворения претензии клиента, следует просчитать, не превышает ли истребуемая сумма установленный законом предел.

Пример расчета на цифрах

Перевозчик потерял 50 кг груза из партии общим объемом 300 кг. Стоимость всего груза определена по договору в иностранной валюте – 1 000 долларов. Курс доллара по состоянию на 30.09.15 равен 65,73 руб., СДР к рублю — 92.8778. При этом:

стоимость всего груза в рублях составит 65 730 руб. (1000 *65.73),

одного килограмма груза — 219,10 руб. (65730/300),

фактическая стоимость утраченного груза – 10 955,00 руб. (50*219,10),

законный предел ответственности экспедитора — 9287,78 руб. (92.8778*2*50) ,

Итак: 9287,78 <10955,00

К оплате:   9287,78 руб.  (ограниченная ответственность).

При утрате груза в ходе международной автомобильной перевозки механизм исчисления ущерба будет иным. Это связано с тем, что к международным автомобильным перевозкам помимо национального законодательства применимы международные Конвенции (Конвенция МДП, Конвенция КДПГ, ДОПОГ). Например, статья 23 Конвенции КДПГ предусматривает, что перевозчик обязан возместить ущерб в размере, определяемом на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. При этом стоимость груза определяют на основании биржевой котировки или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены. При отсутствии биржевой котировки или подтвержденной рыночной цены — на основании стоимости товара такого же рода. Но не более 8,33 единицы специальных прав заимствования за 1 килограмм недостающего веса брутто.

Сложившаяся судебная практика подтверждает, что ответственность экспедитора при исполнении договора международной автомобильной перевозки регулируется специальными нормами международного права (постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.13 № 15497/12 по делу № А21-10170/2010).

Иное толкование закона, по мнению арбитров, лишает грузоотправителя (грузополучателя) права на соразмерную компенсацию,  в силу занижения суммы компенсируемого ущерба по нормам национального права. 

В случае утраты груза с объявленной ценностью, в ходе внутрироссийской перевозки, ни перевозчик, ни экспедитор не могут рассчитывать на снижение материальной ответственности. Поскольку в данном случае закон требует возместить ущерб в размере объявленной стоимости.

Вместе с тем, достаточно распространенной ситуацией является занижение  отправителем стоимости перевозимого груза в транспортных документах. Это связано с тем, что стоимость перевозки складывается из множества факторов, в том  числе зависит от стоимости перевозимого груза.  В этом случае, экспедитор при возмещении ущерба будет обязан выплатить объявленную клиентом стоимость груза, даже если она значительно отличается от рыночной (решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.10 по делу № А60-58736/2009-С3).

При утрате груза, перевозимого без объявления ценности, виновник утраты для определения суммы ущерба вправе запросить у клиента действительную, документально подтвержденную стоимость груза. При этом передача груза без указания его точного наименования, может повлечь невозможность взыскания клиентом суммы ущерба. Например, при использовании в транспортных документах таких формулировок, как «оборудование», «товары народного потребления», «строительные материалы» и т.п.

Это связано с тем, что у клиента будут отсутствовать доказательства передачи экспедитору именно того груза, стоимость которого он просит возместить (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.14 по делу №  А56-69896/2013).

Чтобы полностью снять с себя ответственность за причиненный ущерб перевозчику, как и экспедитору, необходимо  доказать, что утрата груза произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить, и при этом перевозчиком предприняты все исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

Поскольку закон не содержит поименованный перечень обстоятельств непредотвратимых и независящих от перевозчика обстоятельств, практику формируют решения суда.

Какие обстоятельства помогут перевозчику освободиться от ответственности за утрату и порчу груза, а какие нет

Обстоятельства, освобождающие от ответственности

Обстоятельства, которые не помогут освободиться перевозчику от ответственности

неправильная упаковка груза, повлекшая ущерб, в случае если обязанность по упаковке груза возложена на клиента (постановления АС Уральского округа от 11.06.2015 N Ф09-3380/15 по делу N А60-34483/2014, АС Московского округа от 28.10.14 № Ф05-11674/2014 по делу № А40-177306/13);

хищение груза (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.01.11 № А43-43183/2009);

 

причина возникновения дефекта – превышение веса одной пачки груза (постановление АС Московского округа от 28.10.14 № Ф05-11674/2014 по делу № А40-177306/13)

дорожно-транспортное происшествие (определение ВАС РФ от 22.08.13 № ВАС-7125/13);

Нарушение грузоотправителем требований по упаковке и погрузке особых грузов (стекло) (Постановление ФАС Поволжского округа от 28.09.2011 по делу N А12-16807/2010_

транспортировка груза в транспортном средстве, не обеспечивающем поддержание необходимого температурного режима (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.14 по делу № А46-10923/2013);

Нарушение грузоотправителем условий погрузки (погрузка выполнялась при низких температурах) Постановлении ФАС ДВО от 25.01.2011 N Ф03-9083/2010.

 

ненадлежащего крепления груза внутри кузова транспортного средства (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.13 № 09АП-22544/2013-ГК по делу N А40-6016/13);

Отсутствие указаний клиента  об особых условиях перевозки груза  

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.12.2010 по делу N А45-5794/2010)

заявка клиента, составленная ненадлежащим образом (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.13 № 09АП-208/2013-ГК по делу № А40-41790/12-39-386).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Еще одним фактом, свидетельствующим в пользу заключения договора экспедиции, является более короткий срок предъявления претензий к экспедитору (шесть месяцев) в отличие от возможного срока предъявления претензий перевозчику (один год).

Как застраховать груз

На территории РФ большинство выполняемых грузоперевозок являются застрахованными. Это связано со спецификой транспортной отрасли, а также презюмированной  законом виной перевозчика (ст.796 ГК РФ, ст.7 закона № 87-ФЗ). 

Зачастую заключая договор страхования, перевозчик выбирает условия страхования перевозимых грузов без учета особенностей того или иного вида страхового продукта. На практике, самый распространенный вид страхования — страхование перевозимых грузов. Данный способ страхования позволят перевозчикам покрыть максимальное количество рисков, возникающих при транспортировке товаров.

Но такой вид страхования не во всех случаях подходит перевозчику. Так, например, до момента заключения договора перевозчик, для расчета страхового тарифа, должен предоставить страховщику сведения о планируемых объемах перевозок, маршрутах и видах перевозимых товаров. При наличии у перевозчика уже существующих договорных отношений с заказчиками, данное требование не будет являться проблематичным. Тогда как крупная экспедиторская компания с долгосрочными и разовыми контрактами, на дату заключения договора со страховщиком может просто не иметь нужной информации.

Это означает, что в дальнейшем перевозчик при наступлении страхового события рискует получить отказ в страховой выплате. Например, на том основании, что страховой случай произошел на территории, не охваченной страхованием. Или страховая сумма превысила максимальный лимит, установленный договором.

Кроме того, договор и правила страхования, содержат целый ряд исключений из страхового случая,  которым перевозчик может не уделить должного внимания, полагая, что в  большинстве случаев гибель или утрата перевозимого груза будут покрыты страхованием.

Одному из исключений перевозчику следует уделить особое внимание. Так, не является страховым событием утрата груза вследствие мошеннических действий третьих лиц.  Вместе с тем, экспедирование предполагает множественность лиц, задействованных в исполнение заказа, таких как кладовщики, грузчики, водители, непосредственно выполняющие перевозку и пр. Соответственно, риск экспедитора столкнуться с мошенничеством на каком-либо этапе выполнения соответствующего поручения достаточно высок. 

В данной ситуации при обращении в страховую компанию, страхователю в комплекте документов необходимо предоставить  постановление ОВД о возбуждении уголовного дела. На практике экспедитору получить постановление о возбуждении уголовного дела по факту пропажи груза практически не возможно. Правоохранительные органы отказывают экспедитору на том основании, что  мошенничество является делом частно-публичного обвинения, для возбуждения которого необходимо заявление потерпевшего, которым может являться только собственник пропавшего имущества.

В случае пропажи груза на территории иностранного государства, например, при выполнении международной перевозки в возбуждении уголовного дела также будет отказано на том основании, что рассмотрение преступления не подлежит на территории РФ (п.3. ст.12 УК РФ).  

Вместе с тем, пропажа груза может произойти на любом этапе длительной логистической цепочки. Соответственно, перевозчик обратившейся в правоохранительные органы может иметь на руках только законное требование об уплате возмещения от своего заказчика перевозки, который также не является собственником, а выступает вторым или даже третьим привлеченным экспедитором.   

Кроме того, даже при наличии у экспедитора соответствующего документа правоохранительного органа, подтверждающего факт пропажи груза, для получения выплаты принципиально важна уголовная квалификация деяния правоохранительными органами.

Возбуждение уголовного дела по ст. 158 УК РФ (кража) позволит экспедитору рассчитывать на выплату, тогда как квалификация деяния по ст.159 УК РФ (мошенничество) с большой вероятностью повлечет за собой отказ страховой компании.

Вместе с тем, сложившаяся судебная практика в данной ситуации поддерживает страхователя, поскольку считает постановление о возбуждении уголовного дела  только документом, подтверждающим факт совершения преступления. Тогда как правильная квалификация деяния может быть установлена только вступившем законную силу судебным актом (постановление ФАС Центрального округа от 23.05.2014 г. № А54-9176/2012, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.2014 г. № А82-6677/2013).

Алгоритм действий экспедитора при наступлении страхового события:

Шаг 1. Подать заявление в правоохранительные органы о факте пропажи груза. 

Шаг 2. В случае отказа правоохранительных органов, постановление следует обжаловать в судебном порядке. Или подать заявления в прокуратуру или в вышестоящий орган. Причем, как показывает практика, в судебной инстанции перевозчик имеет большие шансы отстоять свои нарушенные  права.  

Шаг 3. Направить заявление о выплате в страховую компанию. Далее — направить претензию в страховую компанию.

Шаг 4. При не удовлетворении своих требований либо неполучения ответа страховой компании, подать исковое заявление в суд. Свою позицию в суде следует обосновать отсутствием вступившего в законную силу судебного акта, которым могла бы быть установлена противоправность деяния (постановление ФАС Уральского округа от 09.07.14 № Ф09-3567/14).

Иные виды страхования, такие как страхование CMR или страхование ответственности перевозчика по сравнению со страхованием грузов в значительно меньшей степени защищают интересы перевозчика и,  как правило,  используются исполнителями для подтверждения своей надежности и квалификации, например для участия в торгах.

Как удержать перевозчику груз до оплаты своих услуг (в обеспечительных целях)

В транспортной сфере, один из самых действенных способов воздействия на ненадежного клиента, задерживающего оплату, является применение перевозчиком такой обеспечительной меры, как удержание перевозимого груза.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Перевозчик вправе удерживать  в обеспечение причитающихся ему платежей перевозимые грузы, если запрет на это не установлен законом или соглашением сторон (п. 4 ст. 790 ГК РФ).

Основные транспортные законы (КТМ, УЖД, Устав автомобильного транспорта) не ограничивают перевозчика в его правах. Договоры, используемые в своей деятельности профессиональными перевозчиками, как правило, помимо условий о возможности применения данной меры, еще и детально прописывают сам порядок удержания.  

Стоит отметить, что применение перевозчиком своего законного права не всегда приводит к желаемому результату. Это связано с тем, что удержание чужого имущества дает право собственнику груза обратиться в правоохранительные органы с заявление о хищении частной собственности или обратиться в суд с вещно-правовым иском об изъятии собственности из незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).  А значит, перевозчику решившемуся пойти на применение данной меры следует помнить, что удержание может применяться только в отношении должников по обязательствам оплатить провозную плату и сопутствующие платежи по перевозке, каковыми в отношении с перевозчиком может  выступать только грузоотправитель либо грузополучатель.

То есть, если собственник груза не является грузоотправителем или грузополучателем по договору с перевозчиком, удерживать перевозимый груз перевозчик не вправе (постановления Президиума ВАС от 20.04.10 № 17811/09, ФАС Московского округа от 03.10.12 по делу № А40-7321/12-11-67).

Учитывая тот факт, что транспортные документы, который оформляет перевозчик при принятии заказа, не содержат сведения о собственнике перевозимого груза, перевозчик рискует узнать о том, являлось ли используемое им право на удержание груза законным, только в суде.  В случае если исполнитель перевозки все же решит удержать груз клиента, ему необходимо заручиться документальными доказательствами законного основания удержания чужого имущества.

Так, изначально перевозчику необходимо доказать, что удерживаемое имущество оказалось в его владении по воле самого заказчика и возникло из условий договора перевозки. Подтвердить это могут: транспортные документы, с указанием наименования и объема удерживаемого груза; документы, подтверждающие задолженность заказчика, претензионные письма перевозчика, уведомление должника о факте удержания груза, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении перевозчика и т.п. 

Перевозчик не вправе удержать груз, если клиент, например, не произвел расчеты за предыдущие перевозки либо задолженность образовалась из других договорных отношений сторон (постановление ФАС Московского округа от 21.12.04 № КГ-А41/11948-04).

Если в договоре стороны не определили действия кредитора на случай удержания груза (например, перевозка выполняется по договору-заявке, содержащему лишь существенные условия обязательства), то можно придерживаться следующего порядка.

Во-первых, изначально нужно обозначить факт задолженности клиента. Для этого нужно направить в его адрес претензию. В документе надо прописать сумму долга и установить конкретный срок для погашения. Обязательно добавить, что если должник не исполнит в срок требование, перевозчик удержит имущество.

Во-вторых, как только должник погасит долг, удерживаемое имущество необходимо вернуть.

В-третьих, если же задолженность заказчик так и не погасил, по истечении срока, перевозчик вправе обратить на груз взыскание. При этом перевозчик вправе реализовать имущество или оставить его себе.

Интересный вопрос

Должен ли перевозчик закончить свои обязательства по перевозке и доставить груз грузополучателю? Или он может предоставить груз в распоряжение клиента на своем складе, где осуществлялось хранение?

Порядок возврата удерживаемого груза никак не урегулирован на законодательном уровне. Из анализа норм закона следует вывод, что после погашения клиентом задолженности,  перевозчику следует закончить свои обязательства по перевозке, а именно доставить груз и выдать его уполномоченному лицу. Данная обязанность перевозчика  будет действовать в том случае, если стороны не предусмотрели иные условия возврата груза в договоре. В случае если доставка груза после его удержания повлечет у перевозчика дополнительные расходы, последний вправе требовать возмещения своих расходов у клиента.

Настоящий  вывод следует из того, что право перевозчика на удержание прекращается после погашения клиентом задолженности, тогда как обязанность по доставке груза остается невыполненной перевозчиком.

В любом случае оправданным будет являться закрепление достигнутых договоренностей по возврату удержанного ранее груза в претензионных письмах, двусторонних соглашениях. 

Вопрос о распределении расходов на хранение и доставку удерживаемого груза суд разрешит в зависимости от того, будет ли признано удержание законным (ст.303 ГК РФ). 

Расходы на  хранение груза были возложены на должника-заказчика перевозки (Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2011 по делу N А40-6581/11-61-52Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2012 по делу N А41-44530/09

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 N 06АП-3523/2013 по делу N А04-1963/2013

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.09.2013 N Ф03-3855/2013 по делу N А51-8600/2012

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.10.2013 по делу N А45-1668/2013)

Убытки, возникшие в связи с удержанием груза возложены на перевозчика, т.к. перевозчик незаконно удерживал груз после оплаты должником суммы перевозки.

(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 N 17АП-1681/2014-ГК по делу N А50-16956/2013)

Обязательные критерии для законного удержания груза

— договор перевозки не должен содержать запрет на удержание груза (п.3 ст. 3 № 87-ФЗ);

— наличие задолженности заказчика по договору перевозки;

— если грузоотправитель или грузополучатель являются собственником перевозимого груза;

— о намерении удержать груз следует предварительно уведомить должника.

Светлана Кузьменко, ведущий юрист АКГ «Градиент Альфа»

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.