Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
|
Статья Павла Гагарина на сайте i-Business.ru
|
«i-Business»
Социальная сфера в России всегда была в поле зрения российских и иностранных инвесторов. В 2000-е годы поток инвестиций в «социалку» резко возрос. Сначала, в «нулевые» годы наращивать бюджетное финансирование социальной сферы государству позволяли нефтяные сверхдоходы. В новом десятилетии бюджетный дефицит вынуждает власти принимать серьезные меры по повышению их эффективности.
Но не только государство стало выделять больше средств на «социалку», в экономически развитых регионах и крупных городах к настоящему времени сформировался устойчивый платежеспособный спрос на качественные услуги, и эти предпосылки открывают широкие перспективы в социальной сфере для бизнеса.
В советское время практически каждое предприятие было обременено какой-либо социальной нагрузкой (столовые, детские сады, дворцы спорта, объекты ЖКХ и т.д.). С переходом экономики на «рыночные рельсы» подобная система перестала быть жизнеспособной – от содержания социальных объектов компании стали отказываться. Но на смену «вынужденной» социальной ответственности в условиях рынка начала приходить ответственность добровольная.
Во-первых, это внутренние инвестиции в человеческий капитал фирмы.
Нобелевский лауреат 1992 года Гэрри Беккер доказал, что затраты на обучение сотрудников окупаются с рентабельностью 12-14%. Его последователи считают, что это касается не только обучения, но и вообще всего, что можно условно назвать «социальный пакет организации» — от комфортных условий труда до ДМС и регулярных тимбилдингов.
Выгода, которую получает компания, тратя ресурсы на формирование социального пакета, хоть и не всегда выражается в конкретном финансовом виде, но очевидна. Она достигается за счет привлечения работников более высокого профессионального уровня.
Ежегодно в России составляются рейтинги лучших работодателей, одним из критериев которых является объем социального пакета, предоставляемого работникам. Попадание в этот рейтинг и, тем более, лидирующие позиции в нем, влияют на узнаваемость бренда компании и на его стоимость. Особенно актуально это для публичных компаний, акции которых торгуются на бирже.
Инвестиции в человеческий капитал – не всегда большие затраты. Во-первых, существует масса условно бесплатных способов повысить производительность труда в компании – это «хорошо забытое старое» (доски почета, поздравления сотрудников со знаменательными датами и т.д.). Во-вторых, значительную часть затрат, скажем, на покупку полисов ДМС для сотрудников работодатель может вернуть за счет уменьшения налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль.
Говоря об участии бизнеса в социальном обеспечении, не стоит забывать благотворительность. Бизнес понимает ее важность: не заниматься ею для крупных компаний стало попросту неприлично. И дело тут, конечно, не только в пристойностях – благотворительность давно стала частью маркетинговой стратегии любой крупной компании, а отсутствие благотворительных программ для крупной компании – это гарантированные репутационные потери.
Но неверно было бы утверждать, что вся благотворительность бизнеса направлена только на продвижение компаний. Бизнесмены – тоже люди и тоже делают что-то от души и для души. Однако если благотворительность становится публичной, то – по воле предпринимателя или нет – она превращается в маркетинговый инструмент.
В России в благотворительности участвует порядка 70% коммерческих организаций (в США и Европе, соответственно, 98% и 96%), а в каждой второй крупной фирме предусмотрен бюджет, составляющий от 11% до 17% чистой прибыли. Для крупных российских компаний характерно также создание собственных благотворительных фондов.
По результатам благотворительной деятельности в России публикуется рэнкинг «Лидеры корпоративной благотворительности». Впрочем, далеко не все компании стремятся в нем участвовать: из первых 100 крупнейших российских компаний (рейтинг «Эксперт-400») лишь 12 присутствуют в этом списке. Как нам представляется, это связано не столько с нежеланием «пиариться на добрых делах», сколько с тем, что основной аудиторией благотворительности таких компаний является все же не общество, а органы власти. Ведь успех компании в России очень часто в большей степени зависит от благосклонности чиновников, чем от рыночных факторов.
Например, в списке лидеров в рэнкинге 2012 года присутствуют далеко не все нефтегазодобывающие и транспортирующие компании (в частности, нет «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти»), из «большой четверки» сотовых операторов там есть только МТС, из крупных ритейлеров – только X5 Retail Group.
Рэнк, компания, объем расходов (млн руб.):
Источник: Лидеры корпоративной благотворительности 2012
Также заметен очевидный перевес в сторону компаний с участием иностранного капитала. Это понятно, ведь в России рыночная экономика существует чуть более 20 лет, по сравнению с развитыми западными странами это очень мало. В западных компаниях стандарты корпоративной социальной ответственности традиционно выше, поэтому и в списках лучших работодателей, и в списках лидеров корпоративной благотворительности они преобладают. Похожая ситуация с инвестициями в социальную инфраструктуру: практически любой подобный проект реализуется с привлечением иностранного партнера, так как в развитых странах Запада «социалка» уже давно превратилась в сложный, но высокодоходный рынок. Россия пока только в начале этого пути, но первые шаги верны и уверенны.
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.