115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1.

Стабильность и последовательность – основа стимулирования предпринимательской инициативы

13.12.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Авторская статья Павла Гагарина в «Эксперт online»

«Эксперт online»

Павел Гагарин, председатель отраслевого отделения «Деловой России» по аудиторской деятельности, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» о мировом опыте финансирования малого и среднего бизнеса

Во многих странах мира созданы полноценные системы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Россия во многом идет по этому же пути, но эффективно функционирующей системы пока еще не создано.

Сдерживающим фактором развития МСП во многом является высокая доля государства в экономике (более 50%) и чрезмерная ее зависимость от нефтегазового сектора (порядка 25% в экономике и более 50% налоговых поступлений в консолидированный бюджет). Другими словами, в таких условиях теряется естественная необходимость для государства развивать малый и средний несырьевой бизнес, поэтому государству приходится искусственно создавать условия для этой прослойки предпринимательства. Однако в условиях замедления роста ВВП и неспособности высоких цен на энергоносители дальше стимулировать этот рост развитие МСП становится все более важной задачей. Эта задача также увязывается с намерением российских властей создать инновационный сектор экономики, что невозможно без эффективной системы первичной поддержки начинающих предпринимателей и вывода их на более зрелые стадии развития.

Опыт зарубежных стран показывает, что эффективность поддержки МСП складывается из двух составляющих – общего предпринимательского климата в стране (стимулирует население заниматься бизнесом) и конкретных мер поддержки начинающих предпринимателей. Первая составляющая в России в последние годы находится в центре внимания – заработала Национальная предпринимательская инициатива АСИ, разрабатываются «дорожные карты» улучшения инвестиционного климата по различным направлениям. Это помогает снимать сдерживающие факторы, но, к сожалению, пока не приводит к росту доли населения, готового заниматься бизнесом.

Если в 2010 году 8,5% студентов собирались в ближайшие три года открыть свое дело, то в 2012 году – всего 1% (данные APS Russia). Среди безработных и работающих этот показатель также снизился.

По данным ВЦИОМ также заметно снижение доли тех, кто намеревается в неопределенной перспективе заняться бизнесом, в 2011-2013 годах показатель сократился с 30% до 23% (в кризисном 2009 году – 25%). При ответе на вопрос о причинах, почему нет намерений заниматься бизнесом, в два раза (до 16%) выросла доля тех, кто ответил, что «нет желания». С 7% до 13% также увеличилась доля причины «административные барьеры и высокие налоги», что отчасти расшифровывает простое «снижение желания» заниматься бизнесом.

Мне представляется, что важным показателем будущей политики в области предпринимательства должна стать ее стабильность и последовательность. Понятные и стабильные правила игры жизненно необходимы для стимулирования предпринимательской инициативы.

Вторая составляющая системы поддержки МСП, то есть разработка и внедрение конкретных мер, как я уже сказал, являются второстепенными.

Итак, рассмотрим зарубежный опыт. Система поддержки малого и среднего предпринимательства в других странах мира в основном сосредоточена на расширении кредитных ресурсов развития бизнеса. Проводниками мер являются коммерческие банки, фонды, микрофинансовые организации, а также другие коммерческие и некоммерческие организации различного уровня – федерального, регионального или локального. Основные институты развития, как и в России, специально создаются государством и, соответственно, регулируются отдельно от коммерческого сектора.

Предприятия, удовлетворяющие критериям малых и средних (численность персонала, оборот), а также предприятия из стратегически важных отраслей (чаще – инновационный сектор, производственная и социальная сфера) могут рассчитывать не только на предоставление кредита (чаще через государственные гарантии, а не через субсидирование процентной ставки). Поддержка также оказывается в форме юридических, налоговых, технических консультаций, обучения, предоставления помещений (коворкинг) а также – в виде льготных условий ведения бизнеса (налоговые льготы). В России в том или ином виде все эти меры присутствуют.

Функции кредитования и консультирования обычно разделены и осуществляются различными институтами развития. Кредиты могут выдаваться как коммерческими банками, так и непосредственно институтами развития или специализированными государственными фондами. При этом банкам деньги ссужаются в виде долгосрочных субординированных кредитов.

Как видно, в России значительная часть форм поддержки малого предпринимательства уже существует. Тем не менее значительная часть предпринимателей не осведомлена о возможностях, которые им предоставляет государство. Поэтому целесообразно создать всероссийскую консультационную сеть (ВКС), которая бы концентрировала всю информацию по всем регионам и уровням. Важно отметить, что такая сеть не будет требовать отдельного финансирования – ее идея в том, чтобы систематизировать то, что уже есть в сфере поддержки предпринимателей. В рамках ВКС необходимо разработать и запустить федеральный интернет-портал, где вся информация фигурировала бы в структурированном виде, где предприниматели могли бы получить онлайн- и при необходимости очную консультацию. ВКС должна организовывать курсы повышения квалификации потенциальных или действующих предпринимателей: сейчас такие программы существуют в различных городах и регионах, но, опять же, не все предприниматели о них знают. ВКС также должна нести функцию площадки для обмена опытом между институтами развития всех уровней, а также между предпринимателями. Примером такого ВКС на региональном уровне является фонд «Малый бизнес Москвы», выполняющий все перечисленные функции в столице.

На мой взгляд, единая система поддержки объектов малого и среднего предпринимательства должна выстраиваться вокруг крупнейшего российского института развития – Внешэкономбанка.

Считаю, что в федеральную систему также должны входить:

Для целей формализации процесса выдачи кредитов предприятиям МСП необходимо разработать и внедрить:

· стандарты кредитования малых и средних предприятий;

· процедуру рейтингования МСП;

· систему выкупа и секьюритизации кредитных обязательств МСП перед банками-партнерами;

· обязательную процедуру передачи банками всей информации о кредитах МСП в бюро кредитных историй.

Наконец, важно иметь возможность оценивать эффективность предоставляемых мер. Показателями оценки должны стать количество рабочих мест в сфере МСП, вклад МСП в валовый региональный продукт и объем кредитования предприятий МСП.

Тематика

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.