115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Бутылка сдается в аренду

18.06.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Комментарий Ирины Парулевой в «Российской газете»


«Российская газета»

Нишу торговли продуктами питания через Интернет специалисты считают свободной. Игроков мало, рисков много. В этом бизнесе масса сложностей, которые грозят владельцу интернет-магазина то штрафом, то убытками, то потерей сайта из-за неправильно составленного договора.

Основную сложность в развитии интернет-магазинов, которые продают продукты, создали сами законодатели и контролирующие органы, так как не ясно, какими правилами руководствоваться при торговле продуктами. «С одной стороны, у нас существуют правила дистанционной продажи товаров, которыми продажа товаров через Интернет не запрещена. С другой — у нас работают старые правила о разносной торговле. В нашем понимании разносная торговля далека от продаж в Интернете. Но в тех немногих разъяснениях, которые есть у Роспотребнадзора, торговля в Сети как раз приравнена к разносной. А этот вид продаж не предполагает реализацию продуктов», — говорит Вероника Казакевич, директор гражданско-правового департамента фирмы КЛИФФ. Поставить точку в этом вопросе может правоприменительная практика, а она пока не сложилась. Однако сложности с квалификацией торговли не слишком отпугивают желающих наладить продажу продуктов через Интернет. «Штрафы за такие нарушения сегодня небольшие. Поэтому квалификация вида торговли не является каким-то серьезным препятствием для компаний, которые хотят продавать продукты в Интернете и считают это направление перспективным», — поясняет Казакевич.

901_15

В отношении алкоголя и табачных изделий таких разночтений, как с продуктами, нет — их в Интернете продавать запрещено. «Согласно пункту 5 постановления правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 (в ред. постановления правительства РФ от 4 октября 2012 года N 1007), «не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ». Свободная реализация запрещена, к примеру, для табачных изделий», — говорит Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа».

Однако сайтов, занимающихся реализацией таких товаров, много. И каждый находит свое юридическое оправдание незаконной деятельности. «Одна компания продает коллекционные зажигалки, а алкоголь предоставляет в подарок к покупке. Такие продавцы дарят алкоголь, считая, что в этом случае он не подпадает под правила ведения дистанционной торговли. Другие компании сдают в аренду бутылку с алкоголем, принимая в залог денежные средства. По закону, если объект аренды не возвращается в надлежащем виде, залог уходит арендодателю. Другие, наоборот, берут займ, а в залог оставляют бутылку алкоголя. Займ не возвращается, алкоголь остается у потребителя. Чуть более продвинутые компании пишут о том, что сделка совершается на территории оффлайн-точки, в обычном магазине, а далее товар просто доставляется клиенту, причем по доверенности. Курьер привозит бутылку с алкоголем, клиент подписывает договор и доверенность уже во время получения товара. Юристы интернет-магазинов считают, что с помощью таких ухищрений они освобождают компанию от ответственности. На самом деле продажа алкоголя остается незаконной. Все описанные махинации могут быть квалифицированы как притворная сделка. Правоохранительные органы и прокуратура научились успешно пресекать такие нарушения», — рассказывает Казакевич.

При этом владельцы интернет-магазина серьезно рискуют при ведении бизнеса. Если обычный покупатель берет товар с полки, несет его к кассе и расплачивается, то в интернет-магазине между заказом товара и получением денег есть временной лаг — доставка. И пока товар едет к покупателю, последний может отказаться от своих намерений. Из-за этого магазин понесет убытки в виде транспортных расходов. У покупателя есть законное право не делать покупку, если ему не была предоставлена полная информация о товаре и правилах продажи продукции в магазине. «Продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию: сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях», — говорит Ирина Парулева. При этом у продавца должно быть письменное подтверждение того, что он уведомил клиента о всех свойствах товара, правилах продажи и возврата продукции.

В разговоре об интернет-торговле очень сложно обойти юридические детали создания сайтов. Довольно часто разработчики заявляют свои права на уже раскрученные порталы под предлогом того, что результаты интеллектуальной деятельности не были переданы заказчику, а значит, исполнитель работ остается полноправным владельцем сайта.

Передача прав на интеллектуальную собственность в договорах по разработке сайтов указывается редко. Проблема заключается в том, что заказчик, получив сам продукт, думает, что и права на него автоматически перешли к нему. Но сайт является сложным объектом, который включает программы ЭВМ, базы данных, интеллектуальные произведения. Поэтому в договоре нужно как можно более подробно описывать передачу всех этих компонентов. В целом споры с разработчиками сайтов могут вылиться для владельцев интернет-магазинов в серьезные технические сложности.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest