115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Формат у каждого свой

22.05.2014
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Материал в «Российской газете», основанный на аналитическом исследовании экспертов АКГ «Градиент Альфа»


«Российская газета»

Иностранные компании практически не имеют доступа к данным о состоянии отраслей в регионах.

К концу этого года у каждого региона появится собственный инвестиционный стандарт. Минрегион России совместно с Агентством стратегических инициатив подготовили рекомендации по его внедрению.

Проблема в том, как считает министр регионального развития Игорь Слюняев, что необходимо создать понятные для инвесторов механизмы и условия для внедрения инвестиционных стандартов в российских регионах. «При этом работать на привлечение инвестиций должны и государственные органы, и местное самоуправление, поскольку проекты реализуются именно на муниципальном уровне, — считает глава ведомства. — Отношения между регионами, национальными компаниями и иностранными инвесторами должны строиться на долгосрочной основе, а работу инвестиционных агентств и корпораций развития необходимо координировать, чтобы инвесторы не запутались в многообразии институтов».

Продвижение инвестиций в регионы буксует еще и потому, что сейчас у иностранных компаний практически нет доступа к информации о состоянии отраслей реального сектора экономики в России, однако она очень важна для принятия решений, не менее важен и общий имидж территорий. В минрегионе считают, что из множества факторов наиболее важен так называемый мягкий фактор — система отношений между всеми участниками инвестиционного процесса. Для каждого инвестора важно создать индивидуальную систему отношений, основанную на взаимопонимании.

Как рассказала директор Департамента внебюджетных инвестиционных проектов Марина Шилкина, по данным на 1 марта 2014 года к процессу внедрения стандарта присоединились все субъекты РФ. В 11 «пилотных» субъектах: Астраханской, Белгородской, Калужской, Липецкой, Свердловской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан и Татарстан — апробация стандарта успешно завершилась в 2012 году.

По итогам ведомственной экспертизы минрегиона основные положения стандарта признаны полностью реализованными в 17 субъектах: Ростовской, Тульской, Тамбовской, Костромской, Воронежской, Вологодской, Магаданской, Нижегородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Хабаровском крае, республиках Дагестан, Кабардино-Балкария и Марий Эл. В 2014 году внедрение стандарта планируется завершить в 50 регионах.

Эксперты успокаивают: кризис и сокращение инвестиций затронули пока не все регионы. Из федеральных округов негативную динамику капитальных вложений показали Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Северо-Запад. В плюсе пока остаются Центр, Юг, Поволжье и Урал. Другими словами, Россия четко разделяется на относительно развитую часть, где пока наблюдается рост инвестиций, и отстающую, в которой экономическое замедление сказалось в первую очередь.

По данным АКГ «Градиент Альфа», в более чем 50% регионов в 2013 году наблюдалось сокращение инвестиций. Среди них по показателю инвестиций в основной капитал «антилидерами» оказались Ленинградская область, Приморский край и Вологодская область. Все это связано с завершением крупных строительных проектов (саммита АТЭС на Дальнем Востоке и трубопровода «Северный поток» в Ленинградской области) или же просто сокращением инвестиционных планов крупных компаний.

Обратная ситуация в Москве, где объем инвестиций вырос на 21% (на 113 млрд руб.) и достиг 643 млрд руб., констатируют эксперты. Такой прирост объясняется реализацией правительством Москвы полномасштабной инвестиционной программы по модернизации транспортной инфраструктуры города. Высокие темпы роста капитальных вложений здесь наблюдались и в 2011-2012 гг.

Среди регионов — лидеров по итогам прошлого года по приросту инвестиций также Краснодарский край (благодаря Олимпиаде). В отличие от Ямало-Ненецкого АО, в Тюменской области и Ханты-Мансийском АО был зафиксирован значительный прирост инвестиций. Это может быть связано с различной структурой экономики регионов: в ХМАО — добывают преимущественно нефть, а в ЯНАО — природный газ. Напомним, что «Газпром», от которого во многом зависит ситуация в газовой отрасли, объявил о сокращении своей инвестиционной программы на 2013 год на 30%. В 2014 году госкомпания планирует потратить на инвестпроекты на 22% меньше.

Игорь Слюняев напомнил, что качество выполнения основных требований инвестиционного стандарта и оценка предпринимательским сообществом эффективности выполнения этих требований включены в перечень параметров для оценки эффективности деятельности руководителей субъектов РФ.

Дословно

Марина Шилкина, директор Департамента внебюджетных инвестиционных проектов минрегиона

Для многих субъектов РФ работа по внедрению стандарта завершится в 2014 году. Необходимо проводить работу по выполнению мероприятий по внедрению стандарта согласно срокам, установленным в региональных дорожных картах.

В течение 2013 года на рассмотрение поступило 823 заявки от 74 субъектов РФ по инвестиционным проектам на сумму 891,635 млрд. рублей. По 38 проектам на сумму 15,3 млрд рублей подписаны инвестиционные соглашения по их реализации. Ещё по 8 инвестиционным проектам, оценивающимся почти на 3,5 млрд рублей соответствующие инвестиционные соглашения подготовлены и находятся в стадии написания.

Опыт

Федеральное немецкое агентство содействия внешнеторговой деятельности и инвестициям Germany Trade&Invest (GTAI) открыло постоянный офис в Москве и планирует роуд-шоу по российским регионам для поиска проектов, которые можно было бы реализовать на территории ФРГ.

Приоритет отдается инвесторам в таких отраслях, как энергетика и энергосбережение, машиностроение, электроника, IT, химпром, производство потребительских товаров, финансы и право. Заключив соглашение с властями федеральных земель, отечественные производители смогут организовать там площадки для научно-технических разработок и производства, а также воспользоваться субсидиями. Интересно, что в Германии у иностранных компаний равные права на субсидирование с исконно немецкими, главное, чтобы юрлицо было зарегистрировано в ФРГ, там же должно располагаться основное производство и создаваться рабочие места.

— Единственное, с чем не работаем, — это со стартапами и чисто экспортными проектами. А также с инвесторами, которые приходят с большой суммой денег и говорят: «Вложите куда-нибудь». Нас интересуют не чисто финансовые вливания, а вложения в реальный сектор. Также рассматриваются предложения по выводу конкретных немецких компаний из банкротства за счет средств инвестора, — подчеркивает Любовь Маркова, старший менеджер GTAI.

— С представителями агентства содействия инвестициям земли Бавария, куда российский бизнес вкладывает ежегодно 4 годовых бюджета Екатеринбурга, я познакомился на выставке CeBIT, — рассказал «РГ» Сергей Мартьянов, директор IT-компании из Екатеринбурга. — Примерно год ушло на экспертизу и защиту бизнес-плана в ТПП и министерстве экономики. Средства на открытие немецкого офиса — 25 тысяч евро уставного капитала и около 5 тысяч евро за регистрацию юрлица и услуги адвоката — мы взяли из оборота российской компании. Сегодня, спустя пять лет, наступает второй этап инвестирования: я должен полностью перенести производство на территорию Германии, нанять персонал из числа местных жителей и доказать властям на цифрах, как наше присутствие помогло экономике Германии. Пока у меня в мюнхенском офисе работают только 3 сотрудника, а в России — 35. Если поначалу мы сознательно отказались от участия в госпрограммах — так проще было, то теперь серьезно рассматриваем вопрос привлечения бюджетных субсидий на трудоустройство, к примеру, или развитие МСБ.

Между тем

Для привлечения инвестиций в регионах пытаются использовать самые разнообразные механизмы. Одним из новых направлений стал сити-брендинг. «Это новое явление становится не только модным трендом, но и популярной практикой. Осознанному брендингу городов в России и СНГ не более 5 лет. Из более или менее успешных примеров можно назвать «Урюпинск — столица российской провинции», «Добрянка — столица доброты», «Кировоград — двигайся со вкусом». Немалых успехов достигли Мышкин и Великий Устюг в привлечении к себе туристов, но это не совсем брендинг города, скорее брендинг турпродукта, — рассказал «РГ» Василий Дубейковский, руководитель команды CityBranding.

Существует заблуждение, что после разработки бренда в город мгновенно хлынет поток туристов и инвесторов, а товары, производимые в забрендированном городе, автоматически станут лучше продаваться. Те, кто обещает городу такой эффект от брендинга, представляют его как некую панацею. При этом сам по себе бренд не станет причиной притока денег и талантов в город, это лишь инструмент, один из ингредиентов успеха развития города.

«Сегодня абсолютное большинство проектов по брендированию городов проваливаются именно из-за недооценки долгосрочности и сложности данного процесса. Большинство городов пытаются получить все и сразу, и их последующие провалы лишь добавляют сомнений в целесообразности брендинга города как такового. Четкого ответа на вопрос «зачем?» у брендинга города нет, и вряд ли один ответ будет актуален для всех городов. Но если город задумается над этим вопросом прежде, чем объявлять народный конкурс, нанимать дорогостоящие рекламные агентства и скупать места на туристских или инвестиционных форумах, то шансы прийти к появлению настоящего бренда у него значительно возрастут», — считает Василий Дубейковский.

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest