115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

На юге Москвы появится многофункциональный комплекс с океанариумом

14.08.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в газете «Известия»

«Известия»

Инвестиции в строительство составят $250–300 млн.

Компания «ЭНКА ТЦ» планирует построить крупный многофункциональный центр, который станет продолжением зеленой зоны на юге Москвы. Об этом рассказал «Известиям» гендиректор компании Мурат Дуран. Площадь комплекса составит порядка 175 тыс. кв. м, около половины которой займет паркинг на 2,3 тыс. машино-мест, а порядка 85 тыс. кв. м — непосредственно центр, который будет, в том числе иметь социально-культурную направленность. Общий объем инвестиций в строительство — $250–300 млн.

По словам Дурана, cейчас разрабатывается концепция, согласно которой в центре разместится океанариум с акулами и другими морскими обитателями, клиника с оздоровительными процедурами, а в развлекательно-спортивной части — бассейн, теннисные корты, фитнес-клуб, кинотеатры и др. Топ-менеджер пояснил, что «ЭНКА ТЦ» уже получила градостроительный план земельного участка. Компания рассчитывает начать строительство комплекса весной 2014 года.

В компании не сообщают точных координат объекта. По данным «Известий», вероятнее всего, речь идет о здании, которое будет построено в Орехово-Борисово Северном, в районе Каширского шоссе и Шипиловской улицы. Центр станет одним из первых проектов подобного масштаба компании после трехлетнего перерыва в работе. Также девелоперы сейчас ведут строительство многофункционального центра «Кунцево плаза», окончание которого намечено на 2014 год.

Председатель Совета гильдии маркетологов Игорь Березин полагает, что инвесторам стоит заранее решить, что станет «определяющим звеном» в концепции комплекса — торговые площади или океанариум.

— Надо решить, на чем зарабатываются деньги, а что является притягательным моментом, «фишкой». Если это история вокруг океанариума и бассейна, есть смысл позиционировать ее как «курорт возле МКАД», завозить грязи, песок, делать гидромассажи, — считает эксперт. — Может быть, стоит завезти дельфинов и устраивать представления. Тогда несколько десятков магазинов, продуктовый гипермаркет и небольшой кинотеатр будут приложением к «водной истории». Люди будут приезжать на весь день, загорать под искусственным солнцем, купаться, а вечером потратят несколько тысяч рублей в магазинах. Реализация такой концепции обойдется дороже.

Более дешевая бизнес-модель, по словам Березина, это огромный гипермаркет продуктов и товаров для дома, сотни магазинов одежды, обуви, ювелирной продукции, 15-зальный кинотеатр, 10–15 кафе и небольшой океанариум в качестве «фишки».

— Торговые площади должны окупаться быстрее, чем спортивно-развлекательные, но их в Москве и так огромное количество, еще один ТРЦ не будет успешным, — считает эксперт. — А крупный океанариум в Москве — практически уникальная вещь.

По мнению Березина, добавление инвесторами новых функций (бассейн, океанариум, фитнес) — показатель зрелой конкуренции, рынок ТРЦ крупного формата насыщен, и просто поставить огромный торговый комплекс недостаточно.

— Кто-то делает бассейн, кто-то каток, приглашают эстрадных звезд, устраивают показы мод, ведь только на МКАД около 40 ТРЦ, — говорит он. — На мой взгляд, в эту историю не вписывается клиника. Это не то место, куда люди собираются заранее и с хорошим настроением. Если речь идет о процедурах косметического характера — это уже не совсем клиника. При этом спа и массажи люди делают около дома, а не едут куда-то по пробкам.

В то же время профессор кафедры управления проектами ВШЭ Владимир Коссов отметил, что после окончания строительства центра в Москве будет целых три океанариума (один уже есть на Дмитровском шоссе, строительство второго — на территории ВВЦ — запланировано на 2014 год. — «Известия»).

— Трех океанариумов может быть многовато даже для такого мегаполиса, как Москва, — пояснил эксперт. — Кроме того, такие объекты очень дороги в эксплуатации, поскольку для них требуется морская вода, которую надо где-то производить, со всеми минералами и микроорганизмами, необходимыми для жизни рыб и животных.

По словам председателя совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павла Гагарина, срок окупаемости торговых центров в Москве составляет 7–8 лет, но это при условии, что арендаторы нашлись сразу и есть стабильный спрос. Что касается фитнес-центров, кинотеатра и океанариума — это 10–15 лет.

Эксперт добавил, что, судя по размеру паркинга, он станет отдельным бизнесом — часть мест будет сдаваться в аренду местным жителям.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Максим Клягин полагает, что, несмотря на экономический застой в России и низкие темпы развития новых проектов, инвестиции «ЭНКА ТЦ» не выглядят рискованными.

— Для подобных проектов возможный кризис не опасен, они ориентированы на внутренний спрос, который более стабилен, чем конъюнктура на финансовых рынках, — говорит Клягин.

ООО «ЭНКА ТЦ» принадлежит турецкому строительному холдингу Enka, в настоящее время компания является оператором торговых центров «Капитолий».

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest