115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Налоговики раскрыли схему сокрытия доходов

01.06.2015
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Колонка Ирины Парулевой в журнале «Актуальная бухгалтерия»


«Актуальная бухгалтерия»

Еще одно судебное решение* свидетельствует о том, что налоговые инспекторы уже не ограничиваются проверкой по схеме «компания — поставщики (подрядчики)».

Допускает ли Налоговый кодекс возможность проверки контрагентов второго, третьего (и далее) уровней по отношению к проверяемому налогоплательщику? Нет. Разумеется, в наш обиход давно и прочно вошло понятие должной осмотрительности при выборе контрагента. На практике же очевидно, что если говорить о поставщике, то налогоплательщик может получить информацию о нем и из открытых источников, но если говорить о «субпоставщике», то по логике рыночной экономики в большинстве случаев налогоплательщик не может знать даже названия вышестоящих контрагентов. Поставщик не заинтересован в раскрытии этой информации, поэтому и нести ответственность за действия «субпоставщиков» налогоплательщик, разумеется, не должен.

Однако, возвращаясь к рассматриваемому случаю, расценивать его как проверку контрагентов второго и дальше уровней по отношению к проверяемому лицу нельзя. Впрочем, давайте смотреть правде в глаза, — этот случай отнюдь не уникальный, весь российский опыт «оптимизации налогообложения» именно так и выглядит. Очевидно, что те контрагенты, которые де-юре являются контрагентами второго и третьего звена (МД‑Групп и Сикорд в данном случае) по отношению к проверяемому лицу (в данном случае Русь-Алко), де-факто являются искусственными прокладками, «впитывающими» лишнюю выручку, которую первое звено декларировать не пожелало. То есть никакого второго и третьего звена нет, есть первое звено, скрывающее доходы. Собственно, в данном деле налоговые органы провели большую работу с целью доказать именно это.

Особенностью схемы по укрыванию реализации как альтернативы «накручиванию» расходов для целей ухода от налогов является возможность раскрытия ее только путем сопоставления множества плательщиков. Разумеется, проще проверить достоверность той информация, которая есть в распоряжении, чем найти ту, которую хотят скрыть, и затем уже проверять ее соответствие действительности. Расходы в этом отношении всегда более прозрачны, понятно, куда пойдет «встречка». В случае с доходами, получается, идти нужно от обратного, от покупателей к поставщику, что требует намного больше времени и допускает намного больше комбинаций. В данной ситуации усилия налоговиков были направлены на выявление однодневок-прокладок между проверяемым налогоплательщиком и конечными покупателями, с тем чтобы определить группу покупателей, де-юре приобретавших продукцию у них.

* пост. АС МО от 02.04.2015 № Ф05-1527/15 по делу № А40-144876/2013

Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению АКГ «Градиент Альфа»

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest