Бизнесмены создают «неформальные» холдинги для защиты собственности и минимизации рисков. Однако такая группа компаний не может привлечь инвестиции – непонятны механизмы инвестирования и нет гарантий возврата вложенных средств. В материале представлена новая технология преобразования холдингов (тренд 2013 года), которая позволит соблюсти баланс между защитой активов и инвестиционной привлекательностью.
1. «Неформальный» холдинг и холдинг по международным стандартам. Описание. Факторы, обуславливающие создание неформальных холдингов и их преобразование. Законодательство в отношении холдингов.
2. Две эффективных технологии преобразования холдингов по международным юридическим и финансовым стандартам. Тренды 2012-2013 гг.
3. Анализ бизнес-кейсов: обобщение передового опыта и работа над ошибками.
По вопросу №1.
В значительной степени бизнес все еще продолжает оставаться незащищенным от рейдерства, неправомерных претензий, налоговых, финансовых и правовых рисков. Поэтому количество холдингов, работающих на неформальной юридической основе, по нашим оценкам, составляет до 75-80% от общего количества российских холдингов. Создавая «неформальные» холдинги, их владельцы защищают активы от таких рисков.
В последнее время наметилась тенденция выстраивания схем владения и управления собственностью с участием иностранных компаний, причем все больше не оффшорных, а обычных юрисдикций – преимущественно США и стран Евросоюза. (В числе прочего это позволяет избежать критериев контролируемых сделок и приравненных к ним, установленных законом №227-ФЗ о правилах контроля трансфертного ценообразования.)
Схематически «неформальный» холдинг можно изобразить следующим образом.
В результате исследовательской работы в области налоговых рисков было введено понятие «индекс налогового давления». Математический смысл этого индекса состоит в отношении количества налоговых мероприятий (выездные и камеральные проверки, вызовы на беседы, запросы в банк, вызовы на комиссию, допрос налогоплательщика, проведение предпроверочных мероприятий) к числу клиентов, которые обслуживаются в нашей компании (порядка 500 компаний разного размера из различных отраслей экономики и регионов страны). С 2003 по 2012 год этот индекс вырос приблизительно в восемь раз. По нашим прогнозам, в 2013-2015 годах его рост составит не менее 10% в год. Уже сейчас индекс превышает единицу – то есть в течение года некоторые из предприятий будут неоднократно подвергаться налоговому вниманию (например, в отношении них могут проводиться выездные и камеральные проверки, а также повторные проверки вышестоящим налоговым органом в порядке надзора).
Другой системообразующий фактор ‑ угроза недружественных слияний и поглощений. Если судить о рейдерстве по количеству обращений в правоохранительные органы, то за последние три года захватов стало значительно больше.
Законодательство, регулирующее деятельность холдингов
В России, по факту, много лет работают холдинги, но до сих пор нет федерального закона «О холдингах». Между тем это понятие зачастую можно встретить как в материалах арбитражных судов, так и в заключениях аудиторских и налоговых проверок. Закона нет, а правоприменительная практика есть.
Попытки принять закон «О холдингах» предпринимались Госдумой еще в конце 1990-х годов. В 2000-2001 гг. годов проект закона отклонялся сначала президентом РФ, затем – Советом Федерации, позже, в 2002 г., с повторного рассмотрения его сняла сама Дума. Дальнейшая подготовка закона о холдингах происходила на уровне комитетов Госдумы и теоретического обсуждения экспертными сообществами. До 2007 года действовал Федеральный закон от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» — довольно ограниченный и неэффективный вариант закона о холдингах. Этот закон был отменен Федеральным законом от 22.06.2007 N 115-ФЗ «О признании утратившим силу Федерального закона «О финансово-промышленных группах»».
Единственным действующим сегодня документом, разработанным «под холдинги», является «Временное положение о холдинговых компаниях», утвержденное Указом президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» №1392 от 16.11.1992 г. Очевидно, что он не соответствует современным реалиям.
В настоящее время вопросы, касающиеся деятельности холдинговых структур, содержатся в различных нормативных актах. Например, в Федеральном законе от 02.12.1990 г. №395-1 (в редакции от 14.03.2013 г.) «О банках и банковской деятельности» в статье 4 приведено понятие банковского холдинга. Этот же закон регулирует вопросы создания и существования банковских холдингов в России.
Ряд различных Постановлений и Распоряжений регулируют деятельность холдинговых компаний созданных в рамках «Временного положения…» в определенных сферах: лесопромышленной и оборонной. (Указ Президента РФ от 23.10.2000 г. № 1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 21.12.1993 г. № 1311 «Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний»; Распоряжение Госкомимущества РФ № 749-р, РФФИ № 140 от 30.05.1995 (в редакции от 07.07.1995 г.) «О холдинговых компаниях лесопромышленного комплекса»; Распоряжение Госкомимущества РФ от 05.04.1994 г. № 723-р «О порядке создания лесопромышленных холдинговых компаний».)
Также в систему нормативных актов о холдингах можно включить недавно принятый Федеральный закон № 321-ФЗ от 16.11.2011 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Теперь это понятие и порядок уплаты такими группами налогов, а также администрирование и контроль таких групп, содержится в НК РФ.
По вопросу №2.
Итак, создавая неформальные холдинги, их владельцы защищают активы от различных рисков. Но, видя такую юридическую и финансовую структуру бизнеса и неформальную связь собственников, владеющих таким холдингом, с руководителями, рулящими «техническими» компаниями, иностранные бизнесмены не понимают механизмов возможного инвестирования и не видят гарантий возврата вложенных средств.
Иностранные инвесторы хотят видеть легитимную прозрачную структуру и требуют преобразования такого холдинга:
— во-первых, создается полноценная холдинговая компания (как правило, ЗАО или ОАО).
— затем на одну из компаний, входящую в холдинг, регистрируются товарный знак, торговая марка, авторские права, патенты и т.д.;
— другая компания (или другие) становится балансодержателями основных активов.
— при необходимости другие участники холдинга становятся производственными или сбытовыми структурами(они заключают контракты с поставщиками и реализуют товары или услуги покупателям);
— большая часть операционного функционала (бухучет, IT-сопровождение, транспорт и т.д.) передается сервисным компаниям холдинга либо отдается на аутсорсинг;
— далее создается управляющая холдингом компания (как правило, акционерное общество), акционерами которой также могут стать иностранные инвесторы; такая компания осуществляет блок оперативно-тактических и стратегических менеджерских функций по всей структуре холдинга.
Подобные преобразования позволяют российскому предприятию с большей долей вероятности рассчитывать на финансирование со стороны иностранных инвесторов.
Трендом 2012-2013 годов стало преобразование холдингов при помощи другого, более совершенного метода. При использовании этого метода на Западе создаются реальные холдинги, которые владеют активами в России. Среди иностранных юридических лиц, владеющих российскими активами, с 1992 по 2012 год были популярны кипрские компании. После кризиса на Кипре стали использоваться другие юрисдикции – Карибский регион (Барбадос, Доминикана, Ямайка, Аруба, Сент-Китс и Невис), страны Британского Содружества (Белиз, Гибралтар), компании, зарегистрированные в Соединенном Королевстве (UK). В последнее время – начиная с 2013 года – во много раз возросло количество таких компаний, регистрируемых в Австрии, Швейцарии и Люксембурге. В результате образовывается масса транснациональных корпораций с холдинговыми компаниями, находящимися за рубежом.
Подобные схемы существенно снижают налоговые, финансовые и другие риски, а также затрудняют возможность незаконного отъема бизнеса. Кроме того, схема, при которой средствами производства в России владеют иностранные юридические лица, позволяет кредитоваться на выгодных и безопасных условиях на Западе. После вступления России в ВТО многие зарубежные банки сняли вето на кредитование компаний под залог активов, находящихся в России. Это позволяет открывать кредитные линии уже не на кабальных российских условиях в отечественных банках (под 15-17 процентов годовых), а под 5 процентов годовых и ниже.
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.