Налоговый вестник №8, август 2009г
Ликвидация — это прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Она проводится в случаях, когда существование юридического лица по объективным причинам становится невозможным, либо при принятии руководством и учредителями решения о нецелесообразности его дальнейшей деятельности.
Основными нормативными документами, устанавливающими порядок ликвидации юридических лиц, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об 000) и Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).
Согласно ст. 61 ГК РФ предприятие может быть ликвидировано:
Также законом установлены определенные требования к предприятиям с различными организационно-правовыми формами. Если число участников общества с ограниченной ответственностью (000) превышает 50 человек, оно должно быть преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО) или в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. Таким образом, речь идет об условной ликвидации компании, связанной с необходимостью изменения структуры предприятия. Если в течение отведенного срока фирма не приняла меры по преобразованию формы собственности, она может быть ликвидирована в судебном порядке. Если зарегистрированный уставный капитал не оплачен по истечении установленного срока и уменьшение его суммы документально не подтверждено, появляется риск ликвидации предприятия. Ликвидация предприятия может быть инициирована государственными органами, если характер его деятельности носил незаконный характер или сопровождался грубыми нарушениями закона со стороны руководства.
Решение о ликвидации предприятия принимается органом, уполномоченным его учредительными документами. В 000 это общее собрание участников, в акционерных обществах — общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах — общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда. 000 может быть добровольно ликвидировано только по единогласному решению его участников.
На общем собрании принимаются решения по следующим вопросам:
В соответствии со ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или его соответствующий орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Для этого в регистрирующий орган (ФНС России) представляются следующие документы:
При получении уведомления ФНС России вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что предприятие находится в стадии ликвидации. С момента выдачи свидетельства, подтверждающего внесение в ЕГРЮЛ записи «0 поступлении уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица», организация не в праве вносить изменения в учредительные документы и регистрировать создание обособленных подразделений. А ликвидационная комиссия становится единственным органом управления юридического лица.
Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция назначает проверку ликвидируемого предприятия. Сотрудники налоговых органов должны проверить порядок ведения бухгалтерского учета в организации и полноту уплаты налогов за последние три года, предшествующие проверке. Согласно ст. 89 Налогового кодекса РФ налоговая проверка может длиться не более двух месяцев. Если у фирмы есть филиалы, проверка может быть продлена еще на один месяц. Все обособленные подразделения проверяют налоговые органы по месту регистрации этих подразделений.
Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, который должен включать в себя следующие мероприятия:
В соответствии с законодательством Российской Федерации ликвидационная комиссия должна разместить публикацию о ликвидации организации, порядке и сроке принятия заявлений от кредиторов для формирования очереди для удовлетворения их требований. Затем комиссия письменно извещает всех кредиторов о предстоящей ликвидации.
В публикации должны быть отражены следующие данные:
Согласно ст. 63 ГК РФ срок, в течение которого кредиторы могут предъявить требования, не должен быть меньше двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации предприятия.
Параллельно с этим комиссия принимает меры к получению дебиторской задолженности. Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием погасить задолженность.
По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации ликвидационной комиссией формируется промежуточный ликвидационный баланс. Цель составления ликвидационного баланса — определить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.
Промежуточный ликвидационный баланс содержит исчерпывающие сведения о стоимости имущества, которым располагает предприятие, дебиторской и кредиторской задолженностях (достоверность данных подтверждается актами проведенной инвентаризации, которую ликвидационная комиссия обязана провести).
К балансу, как правило, прилагают список принадлежащего ликвидируемой организации имущества, а также перечень кредиторов и их требований. Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств организации и их размер.
В налоговый орган необходимо представить:
Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена п. 1 ст. 64 ГК РФ:
Задолженность перед кредиторами первых трех очередей погашается сразу после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а перед кредиторами четвертой очереди — по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Кредитор может предъявить свои требования и после истечения установленного срока. Но тогда они будут удовлетворяться за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок (если таковое останется в наличии).
Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Если кредиторская задолженность полностью погашена еще на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества), необходимость отражать такие операции в ликвидационном балансе отпадает.
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В ликвидационном балансе находят отражение все данные об оставшемся имуществе ликвидируемой организации.
Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.
После проведения всех взаиморасчетов ликвидационная комиссия закрывает банковские счета организации. В налоговую инспекцию не позднее десяти дней со дня закрытия счета подается сообщение (форма № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утвержденная приказом ФНС России от 21.04.2009 № MM-7-6/252@).
Ликвидационная комиссия направляет в регистрирующий орган (ФНС России) следующий пакет документов:
В течение пяти дней с даты подачи указанного комплекта документов орган ФНС России обязан внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации организации и выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица и уведомление о снятии с налогового учета.
Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
После получения свидетельства о прекращении деятельности необходимо уничтожить печать и сдать документы в архив.
Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) снимают с учета ликвидируемую организацию только после снятия ее с учета в налоговом органе. Для этого необходимо предоставить следующие документы:
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.