115280, г. Москва,
1-й Автозаводский проезд,
д. 4, к. 1
inform@gradient-alpha.ru
Градиент Альфа в СМИ

Для списания в расходы себестоимости товара поставщику необходимо иметь товарную накладную, подписанную со стороны покупателя

07.02.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

kuzmenko130

Кузьменко Светлана Ивановна
Ведущий юрист Департамента бухгалтерского учета
Ответ Светланы Кузьменко на вопрос журнала «Семинар для бухгалтера», №2, февраль 2013 г.

«Семинар для бухгалтера»

Вопрос: Наша компания отгружает товары клиентам-юрлицам в другие города через транспортные компании. У нас остаются документы, подтверждающие, что мы отправили товар клиенту. В них указывается количество отправленных мест, наименование не указывается. Документов от транспортной компании, подтверждающих получение товара клиентом, нет. Мы всегда просим наших клиентов после получения товара подписывать накладную и ставить печать, что товар получен, и отправлять нам накладную почтой, для того, чтобы подтвердить получение товара клиентом и обоснованность списания в расходы себестоимости товара. Обязательно ли это? Или достаточно документов, что мы этот товар отправили транспортной компанией?

Отвечает Светлана Кузьменко, ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»: — Исходя из вопроса, организация-поставщик заключает два договора: один – с покупателем товара, второй – с транспортной компанией на перевозку товара, где поставщик выступает заказчиком перевозки.

Каждому из договоров должен сопутствовать определенный комплект бухгалтерской документации, подтверждающей выполнение сторонами своих обязательств, а именно для договора поставки — товарная накладная, для договора с перевозчиком – товарно-транспортная или транспортная накладная. Указанные первичные учетные документы предназначены для оформления совершенных хозяйственных операций и позволяют определить действительные отношения участников хозяйственного оборота. Количество экземпляров Транспортной накладной (3 экз.) и Товарной накладной (2 экз.) предполагает, что у всех сторон сделки (в договоре поставки — у поставщика и покупателя, в договоре перевозки – у отправителя, перевозчика, грузополучателя) по ее завершении будет иметься в наличии документ, подтвержденный подписью уполномоченных лиц, являющийся основанием для отражения определенных операций в бухгалтерском учете, а также для реализации своих законных прав в случае возникновения спора и его рассмотрения в судебном порядке. Таким образом, для целей списания в расходы себестоимости товара организации-поставщику необходимо иметь товарную накладную, подписанную со стороны покупателя. Для определения момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара, поставщику в случае, если договор поставки не предусматривает обязанности продавца по передаче товара в месте нахождения покупателя, достаточно иметь экземпляр транспортной накладной, подписанной со стороны перевозчика (ст. 459 ГК РФ).

Наличием, как товарной, так и транспортной накладной следует обеспечить себя и покупателю товаров, поскольку несмотря на официальные разъяснения ФНС РФ (Письмо ФНС России от 18.08.2009 г. № ШС-20-3/1195) фискальные органы в рамках проверочных мероприятий продолжают требовать у покупателя товара, установившего в рамках договора обязанность поставщика по доставке товара, экземпляры товарной и транспортной накладной.

Кроме того, полный комплект документов, включающий в себя помимо товарной накладной, транспортные документы, акты приема-передачи, акты сверки и т.д., являются дополнительными доказательством реальности осуществления операции по поставки товара сторонами

 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest

Деловая россия

Мое дело
 

Ведомости

Кадровое Дело

Belwest