Об итогах открытого заседания Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам
19 мая 2015 г. в Московской городской Думе состоялось открытое заседание Экспертного совета при Комиссии Думы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам (возглавляет председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин). Тема обсуждения — «Налоговый климат в Москве. Правила игры — 2015». В заседании участвовали представители правительства Москвы, лидеры деловых объединений, собственники и руководители компаний, эксперты по финансам и налогам. Депутатский корпус на мероприятии представляли председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, депутаты Владимир Платонов, Олег Сорока, Александр Сметанов, Леонид Зюганов и Татьяна Ломакина.
Как отметил глава Экспертного совета, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин, налоговый климат — очень острая и актуальная для бизнеса и власти тема: «В интересах власти собрать как можно больше налогов, чтобы профинансировать свои обязательства перед населением. В интересах же бизнеса – заплатить как можно меньше, особенно когда в период экономической нестабильности все стремятся оптимизировать затраты. Нужно уметь находить точку равновесия, приемлемую для обеих сторон: чтобы город мог выполнить свои расходные обязательства, а бизнес – развивался».
Депутат Мосгордумы, старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин и спикер Мосгордумы Алексей Шапошников
Одно из самых значимых налоговых изменений, которое привело к существенному росту налоговой нагрузки – изменения в налогообложении в связи с новым методом оценки стоимости недвижимости в Москве (исходя из кадастровой стоимости). Они вызвали большое недовольство бизнеса, связанное с несовершенством самой методики оценки кадастровой стоимости объекта, отметил партнер компании «Персональный налоговый менеджмент», член Экспертного совета при Комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Василий Ваюкин.
К потерям и судебным разбирательствам приводит существующий подход, при котором предприниматели несвоевременно вносят информацию о существующих изменениях своей недвижимости. «Оценка производится по общим вещам: этажность, год постройки и так далее. Существуют примеры, когда два стоящих рядом здания отличаются по стоимости в 20 раз. Это результат того, что не учтены основополагающие моменты, которые влияют на рыночную стоимость, — пояснил Василий Ваюкин. — Кроме того, в настоящий момент в Налоговом кодексе РФ существуют противоречия: в статье 406 указано, что налоговые ставки для объектов жилого фонда нужно уменьшить вплоть до нуля или увеличить их, но не более чем в три раза. Однако в той же статье, но в другом пункте указано, что ставка не может превышать 0,1%. Многие ошибки бизнес совершает ввиду отсутствия правовой грамотности в порядке обжалования кадастровой стоимости».
Депутаты Мосгордумы Олег Сорока, Леонид Зюганов, Александр Сметанов и партнер компании «Персональный налоговый менеджмент», член Экспертного совета Василий Ваюкин
Разъяснения бизнесу о новых правилах налогообложения и новых льготах дала заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы Мария Багреева. По ее словам, перечень объектов недвижимости, к которым могут быть применены льготы по налогу на имущество, может быть расширен по запросу бизнеса. Мария Багреева напомнила, что уже были приняты льготы в отношении гостиниц и объектов, классифицированных в качестве офисных и торговых зданий, но при этом не работающих по данному назначению. На прошлой неделе московские власти снизили на 75% налог на имущество владельцам зданий, менее 20% общей площади которых используется для размещения офисов или торговых помещений, а также предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Под действие льготы попадут, к примеру, склады, часть площадей которых используется как торговые или производственные цеха, часть площадей которых используется под аренду кафе или ресторанов, автосервисы, а всего, по предварительным оценкам, около 200 объектов недвижимости. Налог на имущество в размере 25% от налога, исчисленного от кадастровой стоимости – более чем в семь раз ниже действующего налогового обложения от балансовой стоимости. Срок действия льготы предполагается ограничить пятью годами – с 1 января 2015 г. до 1 января 2020 г. Антикризисная мера, по словам чиновников правительства Москвы, направлена на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе. Вместе с тем подсчитано, что из-за введения льготы бюджет города недополучит только за 2015 год 815 млн руб.
«Перечень объектов в Москве, в отношении которых будет действовать льгота по четырехкратному уменьшению налога на имущество организаций, будет сформирован до 1 июля, — рассказала Мария Багреева. – Вид разрешенного использования земельного участка (под торговое или офисное здание) и его фактическое использование на практике часто различаются. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда под торговлю или офисы отведена лишь небольшая площадь здания, а остальные площади заняты под виды деятельности, приносящие меньше прибыли с каждого квадратного метра».
Заместитель руководителя УФНС России по Москве Светлана Громова, заместитель руководителя департамента аудита АКГ «Градиент Альфа», эксперт Мосгордумы Роман Самилло и заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы Мария Багреева
Для получения налоговой «скидки» в 75% предварительно предстоит пройти проверку Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, чтобы подтвердить, что розничная торговля или сдача офисов в аренду занимают не больше 20% площади объекта. Поскольку перечень льготных объектов будет сформирован уже через месяц, владельцам зданий рекомендовано самостоятельно обращаться в Госинспекцию по недвижимости (http://ggi.mos.ru/).
Заместитель руководителя Управления ФНС России по Москве Светлана Громова в своем выступлении подробно рассказала о новом порядке администрирования НДС в 2015 г.
Практические рекомендации по антикризисному управлению компаниями, оптимизации издержек и применению законодательства на практике дали руководитель департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Ильинова и заместитель руководителя департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» Роман Самилло, входящие в Экспертный совет при Комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам.
Татьяна Ильинова прокомментировала 6 важнейших изменений налогового контроля этого года:
Эксперт Мосгордумы особо остановилась на законе, вступившем в силу 7 апреля 2015 года и позволяющем организациям отказаться от использования печати (Федеральный закон от 06.04.15 №82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»). Она рекомендовала принимать решение об отказе от печати на собрании участников. «Хранить печать можно в сейфе руководителя; главное, чтобы к ней был ограничен доступ. Необходимо уведомить об отказе от печати контрагентов налоговую инспекцию, фонды и банк. Само использование печати может потребовать отдельный законодательный акт, контрагенты и проверяющие органы, поэтому необходимо взвесить все „за“ и „против“ отказа от печати»,- пояснила Татьяна Ильинова.
Также руководитель департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» разъяснила, как действовать при блокировке счета. «Существует четыре законные причины такой практики: наличие задолженности по налогу, несданная декларация, обеспечительная мера по итогам проверки и неисполнение обязанности по уведомлению ФНС. Во-первых, бизнесу нужно убедиться в законности блокировки, во-вторых уточнить процедуру и сроки, в-третьих – проверить сумму, — разъяснила Татьяна Ильинова. — Напомню, с 2015 года вступила в законную силу новая редакция статьи 76 Налогового кодекса РФ, в которой прописан факт блокировки расчетного счета компании в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи».
Роман Самилло в своем выступлении рассказал о способах уменьшения издержек, аудите затрат, мобилизации внутренних резервов и привлечении альтернативного финансирования. «Прежде чем начинать резать расходы, компании нужно понять в какой точке она находится, какими ресурсами располагает. Для этого на руках должна быть объективная оперативная информация с максимальной детализацией. К сожалению, в некоторых компаниях до сих пор отсутствует адекватная управленческая учетная система. Порой даже в ходе классического аудита мы выявляем существенные объемы неликвидных товаров или сомнительной дебиторской задолженности, о которых руководству организации не было известно. Часто это объясняется высокой трудоемкостью ведения нескольких видов учета», — рассказал эксперт по финансам и налогам.
В повышении производительности труда важную роль играют информационные технологии: внедрение CRM-системы. Другой вариант экономии и повышения эффективности – перевод бизнес-процессов на аутсорсинг. Анализ клиентских проектов компании «Градиент Альфа» показывает, что замена одного сотрудника аутсорсингом дает экономию от 400 000 руб. в год и выше. Аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета снижает затраты работодателя примерно на 30% только за счет экономии на зарплате и соцвыплатах. Кроме этого высвобождаются рабочие места, сокращаются затраты на оргтехнику и программное обеспечение, периодические издания, снижаются издержки на подбор и обучение персонала. Сотрудничество с опытными бухгалтерами, финансистами и аудиторами, которое начинается с аутсорсинга, зачастую расширяется до налоговой оптимизации бизнеса. Эта услуга включает структурирование владения и управления активами, хозяйственной деятельности с целью снижения налоговых платежей и налоговых рисков в рамках возможностей, предоставленных налоговым законодательством.
«Определенные резервы заложены и в тенденции к импортозамещению, — продолжил Роман Самилло. — Если есть возможность заменить иностранных поставщиков товаров и услуг на российских, то почему бы не сэкономить на этом? Наша компания почувствовала на себе эффект импортозамещения. К нам аудироваться за 2014 г. пришло несколько крупных компаний с иностранным капиталом, ранее аудировавшихся у иностранных аудиторов за гораздо большие деньги. Наиболее ярким событием на рынке аудита в этом году стала смена аудитора Газпромом. PwC впервые с 1995 г. не смог стать их аудитором. Другие примеры импортозамещения – автозаводы. Те, кто смог добиться существенной локализации производства, в меньшей степени пострадали от падения покупательской способности, в меньшей степени подняли цены на свою продукцию, и пока ограничиваются лишь эпизодическими приостановками производства. А тому же GM с низким уровнем локализации сначала пришлось больше других поднимать цены, а затем и вовсе уйти с российского рынка».
В третьем блоке вопросов открытого заседания Экспертного совета представители бизнеса дали свои предложения по совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики. Со своими инициативами выступили старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты, депутат Мосгордумы Владимир Платонов, председатель Комитета по налогам московского городского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Зеленов и вице-президент Московской ассоциации предпринимателей Виктор Севостьянов. После экспертной оценки, проработки и «упаковки» озвученные предложения станут законодательными инициативами, сказал при подведении итогов круглого стола Павел Гагарин.
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.