Инвесторов ждут на дороге. Государственно-частное партнерство лучше всего реализуется в транспортной сфере

25.09.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Комментарий Павла Гагарина в спецвыпуске Российской газеты – “Городская инфраструктура” №6190 (214)

“Российская газета”

Бизнес стали чаще привлекать к строительству дорожной инфраструктуры

В московском регионе и европейской части России сегодня реализуется наибольшее количество проектов.

 Построение качественно новой инфраструктуры невозможно без тесного взаимодействия государства и бизнеса на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако пока российский рынок проектов ГЧП сложно назвать сформированным. Между тем во многих регионах есть экономически обоснованные возможности строить инфраструктурные и промышленные объекты с привлечением частного капитала. А в некоторых субъектах РФ даже идет соответствующая работа.

– В отношении транспортной сферы, безусловно, самым продвинутым регионом является Санкт-Петербург. Это связано с наличием региональной законодательной базы, конструктивным подходом со стороны власти – социально ответственным, при этом коммерчески ориентированным, устойчивым кредитным рейтингом региона. Также судебная практика на уровне кассационного суда СЗФО, в подведомственность которого входит Санкт-Петербург, является благоприятной, судами сформирован эффективный подход к решению конфликтов, возникающих в процессе реализации проектов ГЧП, – рассказал “РГ” Роман Чураков, старший юрист юридической фирмы “Герберт Смит Фрихилз”. – Инициирование и успешная реализация проектов по строительству аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра (ЗСД) создали и укрепили репутацию Санкт-Петербурга в отношении реализации ГЧП-проектов.

Помимо СЗФО, большой интерес к проектам ГЧП – в частности, в сфере энергетики – проявляют регионы Уральского округа (Республика Башкортостан, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская области, Пермский край, Удмуртия). Здесь уже есть успешные проекты ГЧП.

– Количество проектов ГЧП в топливно-энергетической сфере не так велико, чтобы можно было говорить об их успешности или неуспешности в том или ином регионе. С другой стороны, большая часть проектов в электроэнергетике находится на Урале и за Уралом. Это Свердловская, Челябинская, Тюменская, Омская области. Определенная тенденция связана больше со структурой экономики региона, чем с действиями региональных властей, – отмечает Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы “Градиент Альфа”.

В Московском регионе и европейской части России реализуется наибольшее количество проектов, здесь накоплен и самый большой опыт. Правда, пока в основном в сфере строительства и реконструкции автодорог и аэропортов.

– Прежде всего это проект “Ермолино”, который удачно ложится в концепцию развития Московского региона и Московского авиаузла, – говорит Павел Гагарин. – Еще один интересный и уже реализованный проект – строительство метро Мякинино, которое оказалось выгодным и Москве, и Подмосковью, и частному инвестору.

– Наиболее успешные реализуемые проекты в транспортной сфере – это ЗСД, трасса М-11 Москва-Санкт-Петербург, – продолжает Роман Чураков, – потому что их реализации предшествовало проведение конкурсов в условиях реальной конкуренции. К проектам привлечено внимание прессы, что в какой-то степени защитило инвесторов от возможных административных издержек со стороны власти, были привлечены иностранные инвесторы, а главное, были эффективным образом решены важнейшие социально-экономические задачи.

В каких регионах местные власти идут навстречу бизнесу при реализации ГЧП-проектов не на словах, а на деле, можно увидеть, посмотрев на рейтинг “ГЧП-старт”, подготовленный Центром развития ГЧП совместно с Торгово-промышленной палатой РФ. Десятку лидеров рейтинга (со значением 7,8) возглавил Санкт-Петербург, ушедший в отрыв от основных конкурентов – Татарстана (6,6), Воронежской (6,5), Ярославской (6,3), Тульской (6,1), Белгородской (5,9), Нижегородской (5,7), Вологодской, Калужской (5,6), Новосибирской областей (5,5).

 Увеличить инфографику – Ключевые позиции в рейтинге эти регионы заняли благодаря общей инвестиционной привлекательности региона, наличию опыта реализации проектов ГЧП, соответствующего законодательства и отлаженной системы управления проектами ГЧП, – отмечает Ольга Пудина, юрист практики ГЧП юридической фирмы Art de Lex.

Москва замыкает десять наиболее подготовленных к ГЧП регионов. Подняться в рейтинге выше столице помешали неразвитость региональной правовой базы и отсутствие реализованных проектов ГЧП.

– Рейтинг оценивает реальную готовность того или иного региона к реализации проектов ГЧП. Он учитывает законодательство о ГЧП, наличие в структуре органов власти специальных подразделений, отвечающих за эту сферу, наличие в бюджете средств на подготовку и реализацию проектов и опыт реализованных проектов. Без активной позиции региональных властей по отношению к инвесторам и бизнесу попадание в верхние строчки рейтинга было бы невозможным, – полагает Павел Гагарин.

Многие регионы страны обладают отдельными преимуществами, что позволяет развивать сравнительно небольшие проекты ГЧП. При этом для успешного развития ГЧП-проектов, как экономически крупных, так и малых, например, в сфере ЖКХ, – необходимо наличие целой совокупности факторов, что, к сожалению, отсутствует в большинстве регионов. Пока, к сожалению, проекты ГЧП все больше обсуждаются, чем реализуются. Три основные причины сложившейся ситуации “РГ” назвал Антон Пешков, директор группы по работе с инфраструктурными проектами и проектами ГЧП КПМГ в России и СНГ:

-Во-первых, неурегулированность законодательства о проектах ГЧП на федеральном уровне. Во-вторых, отсутствие соответствующего опыта по реализации и структурированию проектов в регионах. В-третьих, сложность и высокая стоимость структурирования проектов ГЧП.

В то же время существует немало проектов строительства автодорог, туннелей и мостовых переходов на принципах ГЧП

 Увеличить инфографику в Республике Башкортостан, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Оренбургской области, Республике Саха (Якутия) и ряде других регионов, однако большинство этих проектов пока находится на стадии подготовки документации или конкурса. Принятие федерального закона о ГЧП, а также последующее приведение в соответствие с ним регионального законодательства должны положительно сказаться на динамике реализации подобных проектов.

– Сейчас проекты ГЧП в России имеют наибольший шанс быть подготовленными и реализованными на федеральном и региональном уровнях, а также крупными городами или объединениями муниципальных образований в рамках межмуниципального соглашения, как это, в частности, сделано при структурировании проектов в Астраханской области и Ханты-Мансийском автономном округе в социальной сфере, – полагает Антон Пешков. – Это связано с тем, что в текущих условиях реализация инфраструктурных проектов стоимостью менее 1,5-2 млрд рублей с использованием концессии или механизма ГЧП нецелесообразна. Тем не менее по мере урегулирования законодательства

и наработки опыта мы придем к ситуации, когда даже небольшие инфраструктурные проекты будут реализовываться с привлечением частных инвестиций и компетенций частных операторов, как это происходит в странах, давно развивающих ГЧП.

В любом случае история ГЧП в России только начинается, поэтому любой реализованный проект – это уже успех администрации того или иного региона.

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.