Журнал «Бухгалтерский Вестник», №37, октябрь 2006 г.
Во избежание проблем при налоговой проверке необходимо заполнять товарную накладную в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В качестве первичного документа для торговых операций предусмотрена товарная накладная унифицированной формы №ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 №132.
В случае неправильного заполнения товарной накладной продавцом налоговыми органами товар может быть не признан отгруженным, и следовательно, его нельзя будет списать на себестоимость для налогового учета.
Такие же последствия и для покупателя. Товар может быть не признан оприходованным, а значит, его при дальнейшем использовании нельзя будет списать для налогового учета. Кроме этого, покупатель не сможет предъявить сумму НДС по приобретенным (но не оприходованным) товарно-материальным ценностям к налоговому вычету из бюджета.
Товар может приниматься как на территории поставщика, так и на территории покупателя.
Приемка на территории поставщика
Если товары принимают на складе поставщика, то представитель покупателя получает их по доверенности. При этом печать организации-покупателя на товарной накладной не ставят. Доверенность прикладывают к накладной, на которой делают надпись о том, что товар получен по доверенности.
Приемка на территории покупателя
В этом случае руководитель торговой организации назначает своим приказом приемную ко миссию либо лиц, ответственных за получение товара, — заведующего отделом, кладовщика, продавца. Обязанности этих работников и их ответственность закрепляют в приказах руководите ля, трудовых контрактах, договорах о материальной ответственности, должностных инструкциях. Итак, форма ТОРГ-12 «Товарная накладная» применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания с подотчета материально ответственного лица. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Транзитная торговля
Обращаем внимание на особый порядок заполнения товарной накладной при транзитной торговле.
Транзитная торговля — это способ продажи, при котором торговая организация поставляет товар покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика либо от производителя товара. В данном случае товары на склад торговой организации фактически не поступают.
Такие операции осуществляются в сфере оптовой торговли, где в роли промежуточного звена между первоначальным поставщиком и конечным покупателем выступают оптовые торговые либо торгово-закупочные организации.
Особенность таких договоров состоит в следующем. По первому договору торговая организация перечисляет денежные средства своему поставщику за товары. При этом она по договору с поставщиком приобретает право собственности на товар (несмотря на то, что грузополучателем по договору является конечный покупатель, и товар фактически не поступает на склад торговой организации).
По второму договору торговая организация получает денежные средства от покупателя за поставленные товары. Грузоотправителем является не торговая организация, а поставщик товара по первому договору.
Документальное оформление
Так как товарная накладная подтверждает переход права собственности, в накладной, выписанной в адрес покупателя, торговая организация должна отразить отправление товара покупателю транзитом. Для этого необходимо правильно заполнять реквизиты накладной.
В строке «Грузоотправитель» указывается первый поставщик, а в строке «Поставщик» — наименование оптовой торговой организации. В строке «Основание» отражаются реквизиты договора между торговой организацией и покупателем товара, а в строке «Транспортная накладная» — реквизиты соответствующей транспортной накладной.
На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товар фактически получен покупателем.
При транзитной торговле, когда торговая организация-покупатель и поставщик в ходе исполнения договора не встречаются, а товар на склад торговой организации не поступает, первичные документы (договоры, накладные, счета-фактуры и др.) пересылают по почте либо курьерской доставкой.
В заключение отметим, что в ряде случаев организации выставляют товарную накладную в у. е.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (далее — Закон №129-ФЗ) бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ — в рублях. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами (ст. 9 Закона №129-ФЗ). Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 №132 для оформления продажи (отпуска) ТМЦ применяется товарная накладная по форме №ТОРГ-12, в графах которой все суммы должны быть указаны в рублях. Таким образом, выписывать товарные накладные в условных единицах запрещено.
В то же время, в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации (Приложение к Постановлению Госкомстата России от 24.03.99 №20), при необходимости организация может вносить в унифицированные документы дополнительные реквизиты. В данном случае, это может быть графа (графы) в условных единицах.
Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Измененную форму документа необходимо утвердить как приложение к учетной политике организации (п. 5 ПБУ 1/98).
Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут
Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.