Иностранные инвестиции в России: тренды – 2013

08.02.2013
Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Гагарин Павел Александрович
Председатель совета директоров
Материал по итогам финансового Five O’Clock «Инвестиционные и финансовые тренды-2013», организованного компанией «Градиент Альфа» на портале «ASPmedia24».

«ASPmedia24»

Портал «ASPmedia24» представляет актуальное аналитическое исследование Павла Гагарина, председателя совета директоров «Градиент Альфа Инвестментс Групп».

Основные аспекты:
1. Деоффшоризация экономики России: состояние, технологии, прогнозируемые результаты.
2. Влияние внутренней и внешней информационной политики, фискальной политики, правовой среды бизнеса на состояние инвестиционного климата в 2013-2014 г.г.
3. Особенности региональных «экономических чудес». Конкретные меры по привлечению иностранных инвестиций.

По вопросу №1.
Для России проблема деоффшоризации очень актуальна, поскольку оффшоры аккумулируют весьма существенную долю прибыли и активов. В 2012 году британская исследовательская компания Tax Justice Network опубликовала доклад, вызвавший во всем мире большой общественный резонанс. Аналитики подсчитали, сколько активов было выведено из разных стран в оффшоры за последние десятилетия. По их оценкам, российских активов (преимущественно в оффшоры) с 1990 по 2010 годы было выведено на сумму 800 млрд долларов. В среднем за год это 40 млрд долларов. Для сравнения: планируемые расходы федерального бюджета за весь 2013 год – 13,73 трлн рублей (или 458 млрд долларов).

Особенностью использования оффшоров различными странами является то, что «западники» выводят в такие юрисдикции в основном прибыль, а российские предприниматели – прибыль, активы и капиталы «на черный день».
Вывод денег из страны – не всегда безвозвратное бегство капитала за рубеж и совсем необязательно – оптимизация налогообложения при помощи оффшоров. Если ознакомиться с данными Росстата по объему инвестиций из России, накопленных за рубежом за прошлый год, то крупнейшими получателями инвестиций являются Нидерланды, Кипр, Швейцария, США, Великобритания, Люксембург, Беларусь, Сент-Китс и Невис, Британские Виргинские острова и Австрия. Вместе с тем крупнейшими инвесторами России в 2012 году были Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Британские Виргинские острова, Ирландия, Япония и Франция. Как видим, во многом это одни и те же страны, в том числе и оффшорные юрисдикции.

В экономике Москвы ситуация аналогичная.

Можно серьезно говорить о том, что реинвестирование денег в экономику России происходит при активном использовании оффшоров. И ими российский бизнес пользуется не только и даже не столько в целях экономии на налогах и сокрытия экономических неналоговых преступлений, сколько для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений, в целях того, чтобы сделать операции с активами более удобными (имеется в виду, в частности, наследование бизнеса и передача прав с использованием траста, которые сейчас практически не регулируются). Значит, бороться с оффшорами нужно не столько с помощью «закручивания гаек», сколько ослабляя налоговое и административное давление на бизнес, совершенствуя налоговое администрирование, а также – и это очень важно – создавая в России институт траста.

В послании Федеральному собранию в конце прошлого года деоффшоризацию экономики президент предложил начать с повышения прозрачности оффшоров. В администрации президента РФ для разработки предложений по выведению российской экономики из оффшоров создана рабочая группа под руководством помощника президента Эльвиры Набиуллиной. Предлагаемая рабочей группой программа предусматривает четыре направления: изменения в налогообложении, усиление защиты прав собственности, повышение гибкости законодательства и развитие рынка капитала. Насколько известно нам, рабочая группа также планирует учесть упомянутую необходимость наследования бизнеса и создания практики передачи активов специальным трастам. Минэкономразвития предложило включать прибыль оффшорных дочек в налогооблагаемую базу российских компаний.

В целом же, деоффшоризация в России уже началась с повышения прозрачности владения активами и развитием сотрудничества с FATF и ОЭСР (FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег; ОЭСР или OECD, Организация экономического сотрудничества и развития, Organisation for Economic Co-operation and Development).

Как известно, в конце прошлого года было заключено дополнительное соглашение с Кипром о предоставлении информации. В январе согласно приказу Минфина России Кипр был исключен из «черного» списка. Получаемые российскими компаниями от кипрских оффшоров дивиденды теперь не будут облагаться налогом на прибыль (напомним, ставка была на уровне 9%). В связи с этим есть уверенность, что теперь ранее выведенная из страны прибыль будет возвращаться в Россию более высокими темпами, чем раньше.

Сейчас оффшоры, сосредоточенные в «сером» списке ОЭСР (41 государство), все больше «обеляются». Почти во всем мире сейчас идет давление на институт номинальных директоров и бенефициаров. И это дает результаты. Так, Каймановы острова собираются раскрыть имена всех управляющих и номинальных директоров, Белиз обязал иностранных бенефициаров хранить безымянные акции у регистратора и т.д. США и другие страны используют административные методы, постоянно ужесточая требования к банкам в отношении открытия счетов оффшорных компаний, ужесточая контроль за подозрительными операциями таких компаний. Пока вне этой тенденции только небольшая группа оффшорных юрисдикций Карибского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико, Барбадос, Доминикана, Сент-Китс и Невис и т. д.

По вопросу №2.

В докладах к различным мероприятиям мы постоянно говорим о том, насколько сильно на инвестиционный климат влияет фискальная политика государства и правовая среда бизнеса. Приводим постоянно увеличивающийся коэффициент налогового давления на бизнес (отношение количества налоговых мероприятий к числу клиентов, которые у нас обслуживаются). Указываем на отсутствующие или не соответствующие современным реалиям, но необходимые для улучшения делового климата федеральные законы («О государственно-частном партнерстве», «О холдингах», «О финансовых группах», «О проектном финансировании», «Об инвестиционном банкинге», новые современные варианты ФЗ «Об инвестициях в РФ», «Об иностранных инвестициях в РФ и защите иностранных инвесторов», «О производных финансовых инструментах»).

 

Но не меньше на инвестиционный климат влияет внутренняя и внешняя информационная политика. К сожалению, западные СМИ позиционируют Россию как страну с экстремальными условиями жизни, поразительно высоким уровнем преступности, насквозь пронизанную коррупцией, политически и экономически нестабильную. В общем, донельзя усиливают и без того больные для нас темы и при этом практически не говорят о позитивной правоприменительной практике в отношение знаковых инвестиционных проектов и удачных бизнес-кейсах иностранных инвесторов и бизнесменов в России.

По запросам СМИ к нашей компании могу судить о том, что российские журналисты более объективны, они интересуются экспертными мнениями как по позитивным, так и по негативным моментам. Западные же СМИ запрашивают комментарии в основном по отрицательным событиям и с большим недоверием относятся к нашим сдержанно оптимистичным оценкам тенденций. В Европе и США не так много найдется изданий, готовых публиковать наши авторские колонки и комментарии без редакторской правки, искажающей смысл.

Мы не призываем лить ответные потоки грязи на Запад и основных конкурентов за деньги инвесторов, а предлагаем действовать созидательно – договариваться, устанавливать конструктивное сотрудничество и вести честный непредвзятый диалог с иностранными информационными агентствами, газетами, журналами и СМИ, корректировать имидж России за рубежом.

В этой связи не такими уж и наивными и заведомо провальными представляются стремления российских властей убедить иностранных инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. На Всемирном экономическом форуме в Давосе, где к России в этом году было приковано особое внимание, о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию» объявил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В рабочую группу, которая будет заниматься улучшением имиджа России за рубежом, вошли высокопоставленные чиновники финансово-экономического блока, руководители Внешэкономбанка, государственных банков и того же РФПИ. Работать над репутацией страны планируется и при помощи авторитетных мировых инвестбанков. Как известно, первый консультант уже подобран – в ближайшие три года на Западе имидж нашей страны будет корректировать Goldman Sachs. Соответствующий меморандум с инвестиционным банком подписали несколько дней назад Минэкономразвития и РФПИ. Стоимость контракта составит $500 тыс. Рассчитываем, что это будут не траты, а инвестиции в продвижение страны на международной арене.

По вопросу №3.
Помимо Московской агломерации, соседней Калужской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также крупных промышленных регионов Сибири, для иностранных и российских инвесторов привлекательно Поволжье. Прежде всего, это Татарстан со своим особым инвестиционным микроклиматом, а также Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Саратовская и Волгоградская области.

Так, еще несколько лет назад Ульяновская область была депрессивным регионом: промышленность находилась в упадке, безработица постоянно росла. Сегодня этот регион вместе с соседними олицетворяет промышленный потенциал средней полосы России. Промышленность оживляется, открываются новые предприятия, существенные инвестиции идут в сельское хозяйство, жилищное строительство и развитие туризма.

Регионы, объединенные географической близостью, в здоровом режиме конкурируют за инвесторов, ведут разную экономическую политику, но общие подходы в работе все же можно отметить. Приведем в упрощенном виде некий универсальный алгоритм-практикум региональных «экономических чудес».

Во-первых, это открытость, прозрачность и честность в отношениях с инвесторами, реализация принципа защиты их прав и законных интересов.

Как правило, привлекательными для бизнеса регионы становятся благодаря созданию индустриальных парков, инновационных кластеров и прочих территорий с особыми режимами налогообложения и администрирования и упрощенной регистрацией предприятий (особые экономические зоны). Когда имеются развитая инфраструктура, коммуникации и заинтересованность местных властей в развитии бизнеса, крупные инвесторы, в том числе иностранные, охотно садятся за стол переговоров и смотрят на регион по-новому.

Третий фактор – это создание специальных структур по работе с инвесторами, отделенных от региональных администраций. За счет некоторого дистанцирования от властей и понимания интересов инвесторов доверия таким структурам со стороны бизнеса больше.

Четвертое – это всяческое поощрение развития бизнеса на начальном этапе, чтобы создаваемые предприятия занимались производством не только готовой продукции, но и комплектующих, привели за собой сервисные и прочие завязанные на производство и эксплуатацию компании, торговлю, сферу услуг, участвовали в развитии образовательных учреждений, содействуя таким способом решению не только своих кадровых вопросов, но и социальных проблем региона.

Таким образом, пятый шаг – это сочетание экономического и социального развития: строительство жилья, дорог, школ, детских садов, модернизация жилищно-коммунального хозяйства и прочей жизненно важной инфраструктуры, а также благоустройство территорий.

И шестой этап заключается в прорыве ограничительного барьера, в который упирались развивающиеся азиатские экономики в процессе своих «экономических чудес». – от развития региона к улучшению благосостояния граждан (поддержка малого и среднего высокотехнологичного и перспективного бизнеса). Ведь одно дело – привлечь крупных иностранных инвесторов и совсем другое – удерживая их и их финансовые ресурсы, вырастить свои собственные бизнесы и своих инвесторов в регионе.

Иностранное инвестирование в России – это не только пафосные мегапроекты в Московской агломерации, но и создание производственных филиалов и представительств в регионах страны. Вообще, иностранные компании, работающие в Москве и Московской области, в повседневной деятельности зачастую сталкиваются с непонятными правилами игры и неопределенностью. Вернее даже так – «в Московской агломерации есть не очень хорошая определенность» – именно так дипломатично оценивают ситуацию некоторые представители крупного иностранного бизнеса из числа наших клиентов, которые раньше работали в Москве, а теперь мигрировали со своими проектами в российские регионы.

По ряду причин работа в регионах интереснее осуществления инвестиционных проектов в столице. Это объясняется более низкой стоимостью рабочей силы в этих регионах, невысоким административным давлением на бизнес и заинтересованностью региональных властей в его развитии. Столица и другие крупные города РФ с их финансовыми ресурсами, средоточием крупного бизнеса, бюрократической и юридической неразберихой не имеют реально сильных стимулов к улучшению своего инвестиционного климата. А властям бедных и экономически отсталых регионов, имеющих эти стимулы, ничего не остается, кроме как очень активно работать над улучшением делового климата. Мы же, эксперты, готовы помогать и тем, и другим в вопросах привлечения и освоения инвестиций.

 Российские города в рейтинге Doing Business in Russia – 2012

 


Позиция в рейтинге

Город

Легкость
регистрации
предприятий

Легкость
получения
разрешений на
строительство

Легкость
подключения к
системе
энергоснабжения

Легкость
регистрации
собственности

1.

Ульяновск

3

4

5

8

2.

Саранск

20

8

1

8

3.

Владикавказ

27

11

2

2

4.

Ростов-на-Дону

26

15

3

4

5.

Казань

4

14

17

4

6.

Калуга

17

9

15

1

7.

Ставрополь

4

2

9

19

8.

Ярославль

7

17

6

16

9.

Сургут

30

1

19

8

10.

Иркутск

8

6

10

18

11.

Петрозаводск

6

16

21

8

12.

Киров

13

5

4

20

13.

Омск

19

20

13

4

14.

Выборг

10

23

12

8

15.

Владивосток

18

22

23

3

16.

Волгоград

2

27

26

4

17.

Воронеж

15

28

16

8

18.

Тверь

21

25

14

8

19.

Калининград

11

3

22

22

20.

Томск

15

6

10

25

21.

Самара

22

24

28

8

22.

Санкт-Петербург

1

9

24

27

23.

Хабаровск

24

29

8

17

24.

Екатеринбург

29

13

19

20

25.

Пермь

13

12

18

27

26.

Мурманск

12

19

27

23

27.

Кемерово

28

21

7

29

28.

Якутск

8

26

25

30

29.

Новосибирск

23

18

29

24

30.

Москва

25

30

30

26

 Источник: Всемирный банк.

Тематика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Деловая россия

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое дело
 

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Ведомости

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кадровое Дело

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Belwest

 

×

Принять участие

 

Или оставьте свои контактные данные и мы вам перезвоним в течении 15 минут

Нажимая кнопку "Отправить" я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с Политикой конфиденциальности.